Ответы на вопросы от 29.12.03
1. В афише театра "Gaudeamus" заявлен как импровизация, но, так как я видела его несколько раз, могу сказать, что жесткая структура спектакля не нарушается. Что имелось ввиду под словом импровизация – то, что это были актерские работы или что-то другое?
Это были актерские работы. Один из показов был режиссеру спектакля, который шел часов 20, наверное, с перерывами и поэтому, в этом смысле это импровизация. Сейчас это довольно жесткая структура, она очерчена музыкой, сценографией, мизансценами. И, конечно, из нее трудно выйти в какую-то импровизацию, хотя, кажется, все равно каждый следующий спектакль не похож на предыдущий, но он четкий, очерченный. Это самостоятельные работы, задания, которые давались студентам и молодым актерам. 8 и 8 нас было – 8 человек, которые выпустились и 8 студентов. Вот мы вместе это и сделали.
2. Вопрос о роли Платонова. Часто бывает, что роли влияют на мировоззрение актера. Скажите, пожалуйста, повлияла ли на Вас роль Платонова. И если да, то как? Насколько совпадают или не совпадают ваши характеры?
Я надеюсь, что не совпадают, но влияние роли на актера и актера на роль – это серьезная проблема. Я могу понять влияние собственного «Я» актера на роль, а вот как влияет роль на актера – она, безусловно, как-то влияет, но это вопрос это вопрос исследования театральных критиков, наверное. Можно и диссертацию написать. Как-то влияет, несомненно, но как – очень трудно сказать, я не решаюсь ответить. - И каждая роль? Каждая большая роль. Конечно, влияет, конечно. Как-то она влияет. Я сейчас говорю не о религии, не о мистических вещах, но влияние это есть, это точно. Какое оно, пускай автор вопроса напишет сам :)
3. Я помню, в одном из интервью Вы говорили, что на сцену все равно выходите Вы. Это до сих пор так? Все равно на сцене Вы, а не Ваш герой?
Конечно, меня же не переделаешь. Ни характер, ни рост, ни физиономию.
4. Значит, в каждую роль Вы привносите что-то свое, свой характер?
Конечно. Я думаю, что Станиславский это и имел ввиду, когда он говорил идти от себя, он имел ввиду собственный характер. Что ты чувствуешь, а потом дальше развивать это в роли, потому что, если ты не знаешь, что такое, например, зависть, то ты не сможешь сыграть Яго. Если ты не знаешь, что такое любовь, то ты вообще ничего не сможешь сыграть.
5. Тригорин в «Чайке» получился каким-то юным и беззащитным – так, по крайней мере кажется из зрительного зала. Такая трактовка очень необычная, кто ее придумал? Не выдавая секретов, скажите хотя бы несколько фраз?
Насколько юным, я не знаю. По-моему, когда мы начали «Чайку» играть мне было лет 36-37, и у Чехова в тексте есть, по-моему, что ему (Тригорину) еще далеко до 40. То есть я, наверное, и начал играть тогда «Чайку», в возрасте Тригорина, поэтому насколько юн – настолько я выгляжу, настолько и юн. - Я думаю, что автор имел виду саму игру.
Я не знаю. Я не пытался сыграть более молодого человека, это уж как получилось. У меня не было никаких попыток сыграть более моложавого, молодого, я об этом не думал. Как получилось, так получилось. Необычная, может быть. Смотря, допустим, старые на пленку записанные спектакли, когда Петю Трофимова играет 50-летний человек, Тригорина 60-летний и это все нормально считалось, даже, допустим, в знаменитом МХАТе. А тут вдруг выходит человек в возрасте Тригорина и начинает играть – возможно, это не очень обычно. Я думаю, что это дело привычки, привычки зрительской. Может быть.
6. Есть ли у Вас любимая роль? И если есть, то какая и почему?
Мне нравятся «Бесы». Мне нравится сейчас «Дядя Ваня». Вообще театральные роли даются с большим трудом, поэтому каждая роль по-своему дорога. Больше всего я люблю роль Ноздрева в исполнении Павла Борисовича в телевизионном фильме «Мертвые души». Это замечательно – это к чему можно стремиться.
7. У Вас есть время, чтобы ходит в театры, смотреть другие спектакли? Если да, то что из последнего Вам понравилось?
Из последних мне ничего не понравилось. Вообще, что мне понравилось – чему могу завидовать, радоваться, с хорошем настроением ходить туда, это спектакль «Вишневый сад» Питера Брука, это бежаровские постановки, которые мы за границей успели посмотреть, постановки Михаила Барышникова и его участие в этих постановках. А вообще, все больше и больше я склоняюсь к фразе Фаины Раневской, которая искала искусство и, наконец, нашла его в Третьяковской галерее (смеется). Всегда всего недостаточно в театре, есть какое-то свое самолюбие и неприятие театров и своего и других, тут нет разницы, не разделяю театры на школы – на московскую, на петербургскую, на провинциальную. Если я вижу, что-то хорошее, мне нравится. Бутусовские спектакли, Юры Бутусова мне нравились – «В ожидании Годо», например.
8. Наверное, у Вас уже много раз спрашивали, почему Вы после журфака решили попасть на актерское. А почему Вы решили поступить на журфак после школы?
В Калининграде живет такой замечательный человек Петр Иванович Уграватов. Недавно он приезжал в Питер, у меня гостил. Он лет на 15 меня старше. Мне было 15, ему было 30. У него родился мальчик, которому было 2 недели, 0 лет. Вот так мы все растем. Сейчас мне 40, Петру Ивановичу 55, мальчику соответственно 25 лет. Я его когда-то носил на руках. Вот. Мы встретились в молодежном лагере в Польше, недалеко от калининградской границы. Так получилось, что я по горящей путевке попал в этот калининградский лагерь, а Петр Иванович бал там физкультурным работником. На самом деле он работал в Калининграде корреспондентом молодежной газеты. Он стал приезжать, я тогда жил в поселке – 60 км от Калининграда. Вот я каждую неделю, один раз в неделю ездил к нему, что-то там писал, это уже был выпускной класс, десятый. И он мне сказал: «Поступай на факультет журналистики». Мы начали с папой писать письма в разные города, и только Ленинград ответил, что есть общежитие. Нигде не было ни знакомых, ни родственников – ни в Москве, ни, скажем, в Вильнюсе. И я приехал в Ленинград и поступил. У меня не было никаких других, не было выбора, я просто очень хотел поступить и поступил.
Ну, раз Вы хотели, значит и не нужен был никакой другой выбор?
Наверное. Но Петр Иванович меня к этому подготовил в течение сезона, скажем так. В течение 10 класса.
9. Вы сами родились в Катта-Курган, потом здесь жили и живете, где Вы чувствуете себя дома, где считаете Ваше родное место? Вы чувствуете себя петербуржцем?
Я петербуржцем себя не чувствую, но что-то родное это здесь, конечно, потому что я здесь живу с 16 лет, а в остальных городках…мы жили в Москве 5 лет, папа учился в академии. В Средней Азии, в Самаркандской области. Мне было 3 года тогда, я не помню ничего почти. В Калининграде я заканчивал школу, но я там лет 6-7 прижил в разных местах. Но здесь, в Питере с 16 лет, поэтому, конечно, мой дом здесь.
- А Вы когда-нибудь ездили на в места, где прошло детство? Есть ли у Вас желание?
3 года назад, или 4. 4, наверное. Поехали. Мы остановились, сняли комнату на Курской косе, это за Калининградом, есть такое удивительное там место – заповедник. Тонкая коса, которая идет к Литве, там косули ходят, перегораживают дорогу, автобусам мешают проехать, кабаны. В сентябре можно пройти, нарезать грибов за полчаса, пожарить. Замечательное место. Сейчас оно изменяется, потому что там наши соотечественники, немцы строят дома, виллы, деревни обогащаются, появляются банки, а раньше когда-то это было 3 деревеньки. Мы там остановились и поехали по области, в том числе и заехали в поселок, где я заканчивал школу. Не произвело на меня впечатление, потому что у меня в памяти все гораздо интереснее, крупнее и любимее чем то, что я увидел, приехав туда, потому что…там лебеди плавали на изводе реки, они там и сейчас плавают, но они когда-то для меня были красивее. Я помню, когда я только приехал в поселок, меня ребята провели и показали лисиную норку, оттуда лисята выглядывали. Сейчас уже лисята оттуда не выглядывают, сейчас там все заворочено военными частями, проволока стоит…лебеди пока что еще плавают Но для меня трава, запах дома, это было удивительное состояние, когда я маленький еще брата младшего провожал в детский садик. Это гораздо дороже, чем то, что я видел. Уже не так интересно.
- Это не разочаровало?
Нет, я спокойно к этому отнесся.
- Не было обидно, ведь Вы, наверное, чего-то такого ожидали, необычного?
Да, всегда хочешь увидеть то, что есть у тебя внутри, но я понимаю, что этого и не могло случиться, то оно и не случилось. Обидно. Но то, что было, оно все равно во мне осталось. Вряд ли я туда еще поеду.
10. Есть ли роли, которые Вы бы хотели сыграть? А есть ли такие роли, которые Вы хотели сыграть, учась в институте и, сейчас они в Вашем активе?
В институте я не мечтал о больших ролях. Там не до этого было. Там была очень серьезная и ежедневная работа, в общем-то без выходных. Заканчивали мы в час ночи, занятия были, и я не думал об этом. Я хочу сыграть какую-нибудь роль, а о том, какая она будет…ну скажем так, я хочу сыграть какую-нибудь шекспировскую роль, хоть в драме, в хрониках, в комедиях, в чем угодно. Ну хочу! Но определенное что-то – нет, у меня такого нет. Не думал, и, надо сказать, никому не советую из актеров думать об этом. Ну да, бывает, что есть мечта. Был такой замечательный артист во МХАТе, который мечтал сыграть Городничего, ну почему-то вот ему хотелось. Вот не Хлестакова, а Городничего и он его сыграл. У меня такого нет.
- И никогда не было?
Нет. Я не выбираю ролей. В этом театре я надеюсь на своего режиссера – режиссер и учитель, я у него учился. Как мне кажется, плохих ролей у меня не было – были маленькие, большие, были главные и заглавные, были совсем не главные. Допустим, в «Братьях и сестрах». Я рад, что я играю в «Братьях и сестрах» и мне нравится этот спектакль, я рад, что я на две минуты выхожу и играю.
11. Ваш театр часто бывает на гастролях за границей. Удается ли Вам посмотреть места, города, в которых Вы бываете? Есть ли у Вас любимые места в мире?
Удается, конечно. Мы приезжаем. У нас вокруг спектакля - репетиция, спектакль, а потом все-таки до вечера, часов до 5 есть свободное время. Бывает еще, что потом репетиция. Но чаще всего есть время. Ну, Париж мне нравится. Банально, конечно. Я был во многих местах и во многих музеях Парижа. Барселона замечательный город, но так чтоб вот сказать, куда бы я хотел поехать. Наверное, хотелось бы съездить в Париж. Но, например, в маленьком городе Бредфорде, мы были весной в мае и там цвели японские декоративные вишни – они посажены везде. Зеленый такой город, парковый. Там очень красиво (с восхищением), там бы я тоже хотел оказаться (улыбаясь), хотя это никакой не знаменитый и ничем вроде бы не замечательный городок. Просто было очень красиво. Ведь это очень зависит от состояния – вот сегодня тебе хорошо, и ты видишь эту цветущую вишню розово-белую, опадают лепестки и тебе хорошо, тебе хочется еще. В Париже – в любое время года. Мы, к сожалению, были в основном зимой. Один раз мы весной приехали – каштаны зацветали, мы привозили «Бесов». А в основном зимой, даже один раз снег видели, это редкость для Парижа.
- А у нас в городе какие у Вас любимые места? Где вы любите гулять?
В Летний сад я хожу с сыном, не так часто, но ходим мы туда. Я очень люблю Васильевский остров, потому что я там учился на факультете журналистики на 1-ой линии. Румянцевский садик, когда-то в 90-х годах он стал оплотом русского национализма, там митинги всякие проходили какие-то – антисемитские, например. Ну, кошмар какой-то. А когда я там был, это был красивый садик, где можно было посидеть, покурить. Очень мне нравилось тогда носить шляпу, в 16 лет. В шляпе сидишь и в плаще чувствуешь себя журналистом.
- А Вы могли, например, сейчас быть журналистом?
Мог бы, конечно. Я сейчас некоторые газеты читаю. На среднем уровне, на уровне какой-то газеты, даже большой, мог бы. Ничего там сложного для меня. - А о чем бы Вы писали? Я бы смог писать о театре. Сейчас я не могу. Мне этика не позволяет. Но, наверное, что-нибудь такое. Ну не про Чечню, скажем, потому что я этого не знаю. А свое мнение о театре, о какой-нибудь картине, о фильме, я бы мог, наверное, высказаться. Но мне больше нравится здесь, в этом помещении (смеется).
12. Судя по фотографиям, в спектакле «Молли Суини» был еще один состав мужских ролей. Почему было решено остановиться на сегодняшнем составе и играл ли другой состав перед зрителем когда-нибудь?
В очередь с Петром Михайловичем Семаком играл Девотченко на репетициях. И он сыграл несколько спектаклей, Леша играл спектакли. 3 или 4 спектакля он сыграл. Потом он перешел в другой театр, и нет вопросов. Была очередь. Со мной в очередь должен был играть Аркадий Константинович Коваль, но он болел в премьерные дни. Он с нами ездил на премьеру, которая была на Сицилии, в городе Тормини, где Анна Андреевна Ахматова получала свою знаменитую премию, мы были в этом помещении, где она ее получала. Все было замечательно, но Аркадий не мог играть. И так как-то получилось, что и некогда было его вталкивать в спектакль, потому что надо было проводить отдельные репетиции. Так он это и не сыграл. У нас в январе стоит «Молли Суини», после долгого перерыва она будет. Это замечательно, если все состоится. Что-то зависит от самого артиста, что-то зависит от обстоятельств, когда артиста невозможно поставить, Ну не получилось, у Аркаши не получилось, а Лешка сыграл и сыграл очень неплохо. В самом начале он сыграл.
- В Италии Вы были, Вам там где-нибудь понравилось?
В Италии театр был немного раз. Но года с 90 или с 91, мы каждый год бываем в Милане, в театре Стрейлера, там проходит фестиваль. В Милане каждый год. Когда мы первый раз были в Милане, мне казалось, что это такой промышленный город, там есть замечательные музеи, замечательный собор. Но с каждым годом мне он нравится все больше и мне начинает казаться, что это один из самых красивых городов, потому что город надо узнавать, по нему ходить.
13. Я знаю, что Вы играете на гитаре, а Вы еще на чем-нибудь играете? Какую музыку Вы слушаете.
Ну, на гитаре я знаю там каких-нибудь 10 аккордов. На трубе меня, как медведя научили играть для спектакля (для «Пьесы без названия»). А вообще я хотел бы научиться играть на чем-нибудь еще. И сожаление о том, что еще не научился, с каждым годом все растет. Я люблю классику, она раздражает (в хорошем смысле этого слова) душу. Моцарта, Чайковского. Современную музыку, как она называется…попса, я не люблю и не слушаю. Вот мы были на гастролях, в Киришах, там после спектакля попели – старые какие-то песни, романсы. Хорошо было.
14. Какая или какие Ваши любимые книги? Какие повлияли на Вас больше всего? Как Вы относитесь к современной литературе? У Вас есть, что называется, настольная книга?
Так что настольной – я назвать не могу. Я люблю перечитывать Михаила Чехова. Его воспоминания. Это очень интересно, мне кажется, для всех. В рюкзаке с собой ношу. В разные периоды жизни влияли на меня разные книги. Сейчас, например, я читаю Толстого. Перечитывал внимательно «Войну и мир» и понял, что ничего не помню. В школе это было совсем не то. Из зарубежной литературы – Хеменгуэй, Шекспир. Что касается современной литературы, то в самолете могу прочесть какой-нибудь детектив самый что ни на есть современный. И ничего - читаю, так просто, чтобы убить время и отвлечься. А вообще, люблю классику, русскую классику. Из поэтов – Пушкин и Бродский.
15. Насколько я знаю, Вы в кино не снимались. Это принципиальная позиция или Вы ждете «своей « роли?
Нет, это не принципиальная позиция. Я хотел бы сняться в кино. Ходил на пробы, пробовался на какие-то роли. Но где-то я не подходил, где-то мне что-то не подходило. Я помню, однажды пробовался на одну роль, меня не взяли. Потом я видел этот сериал по телевидению и обрадовался, что не сыграл в нем. А потом я в театре занят, у нас постоянно спектакли, гастроли, так что тоже очень сложно и могут не совпадать графики съемок и мое расписание в театре.
16. Вот Вы номинированы на «Золотую маску»? Это греет душу?
Я уже третий раз номинирован. Да, конечно, когда выходишь на сцену за премией – в тот один момент, что-то такое ощущаешь. Не ерунда, когда у тебя появляется новая роль. Вот то, что мне интересно. Даже не сама игра, что, конечно, очень хорошо, а вот когда начинаешь идти, вдруг начинаешь что-то понимать, по-своему, может быть, даже неправильно, что-то понимать в своей роли. Вот это замечательно. А награды – вот секунда есть приятная, приятно, ничего не скажу. Не буду врать, что это ерунда, это не ерунда. Но я думаю, что гораздо более приятно о моих премиях, о моем звании слышать моим родителям. Вот они да, для них это радостно. Они знают, им кажется, что сын чего-то достиг.
- А это льстит? Получение?
Льстит только в тот момент. Я помню, мы получали с Петей Семаком «Золотой софит» и там снимали на телевидение. Ведущая спросила: «Почему Вы такой мрачный, что Вам неприятно?». Да, приятно. Что я могу сделать, что мне улыбаться от радости, ржать? Так она и не поняла, по-моему. Ну не поняла и не поняла. Это не спортивная профессия. Если ты не получил «Золотой софит» или там «Золотую маску», это не значит, что ты плохой артист. Я знаю много хороших артистов, которые не имеют никаких премий, призов, званий. Если уж так говорить, то после смерти вручили маме Владимира Высоцкого значок народного артиста, это смешно.